ОТ «РОССИИ» ДО «ОКТЯБРЯ»
Журнал «Архитектура и строительство» (ООО «Издательский Дом Сорокиной», Омск)
Перепечатка — с письменного разрешения редакции
На пересечении улиц Партизанской и Ленина находится трехфасадный памятник архитектуры, известный как гостиница «Октябрь». А сто лет назад здесь размещался самый комфортабельный гостиничный комплекс
«Россия».
Транссибирская магистраль, пройдя через столицу Степного края, вызвала бурный рост торговли и строительства. Побывавшему проездом в Омске в 1908 г. журналисту Луиджи Барцини и его спутникам показалось, что они «уже в центре Европы» – архитектура последних лет создавала вполне европейскую картину действительности. Город строился – за десять лет население Омска выросло с 47 тыс. в 1896 г. до
75 тыс. человек в 1906 г., т. е. более чем на 60%. Уже в начале века в городе действовали сотни фирм и торговых домов и для прибывающих коммерсантов требовались гостиницы нового уровня.
Восполнить спрос решил омский купец 2-й гильдии Г. В.Терехов. Участок под гостиницу тридцатилетний хозяин выбрал и выиграл на торгах в самом престижном месте – на правом берегу Оми на пересечении двух проспектов: Санниковского
(ул. Партизанская) и Любинского. Трехэтажный гостиничный комплекс на 34 номера Георгий Васильевич назвал патриотично – «Россия». Стройплощадка занимала территорию бывшей Любиной рощи (как раз у входа в нее), отданной Городской думой под застройку.
Для разработки проекта заказчик обратился к популярному городскому архитектору Илиодору Геннадьевичу Хворинову (1835-1914гг.), известному омичам по эклектическим постройкам магазина Марии Шаниной (1900 г., ул. Ленина, 5, сейчас ТД «Любинский») и Театра драмы (1901-1905гг.).
ДОМ С ТРЕМЯ ФАСАДАМИ
Гостиница имеет три фасада: два – протяжённых вдоль улиц Ленина и Партизанской, и центральный – южный угловой фасад, обращённый к мосту через Омь. В результате такого дальновидного решения архитектора – сделать третий фасад из срезанного угла – мы теперь имеем перед гостиницей удобную небольшую пешеходную площадь.
И. Г. Хворинов спроектировал здание в стиле поздней эклектики с элементами
неорусского стиля. Фасады оформлены по принципу центральной симметрии, но имеют отличия в декоре. Основной акцент сделан на входные группы, оформленные в виде портиков со спаренными коринфскими колоннами по краям. Над портиками находятся балконы с ограждениями в виде балясин (фигурные столбики, поддерживающие перила балконов, оград, лестниц) с боковыми и центральными тумбами. Выход на балкон оформлен в виде портика с ионическими полуколоннами и завершается лучковым фризом.
Трём парадным входам соответствуют три башенки в виде четырехгранных усеченных пирамид с люкернами (круглые окна). Первоначально башни имели парусный профиль типа шлемов, как на магазине Овсянниковых – Ганшиных, строившегося в эти же годы на той же стороне Любинского проспекта у горки (ул. Ленина, 12), а современный вид они приобрели после пожара 1911 г.
Фасад на ул. Ленина тоже имеет чёткое горизонтальное членение, разбитое на пять частей, имеющих по четыре окна и одной двери. Над каждой из них находятся балконы с балясинами на втором этаже и кованой стальной решеткой на третьем. По краю кровли поставлены три аттика сложной формы с вытянутыми крыльями и лучковым завершением. В центре крайних аттиков с противоположной стороны улицы хорошо видны цифры «1905» и «1906», а в центральном – композиция с серпом и молотом и дата 7.Х I 1917, сделанная после Октябрьской революции.
Гостиничные апартаменты занимали два верхних этажа. Все номера имели элект-рическое освещение и ванные комнаты. Для развлечения постояльцев в корпусе гостиницы со стороны Санниковского проспекта на втором этаже находился танцевально-концертный зал с балконом для оркестра, а на первом – кафе. Кладка здания выполнена на известковом растворе с деревянными межэтажными перекрытиями по металлическим балкам. Дом отапливался от собственной котельной в подвале. Со стороны двора видна встроенная в стену кирпичная дымовая труба. От старого оборудования сохранился расширительный бак на чердаке да чугунная 23-секционная батарея под мраморным подоконником на парадной лестнице между первым и вторым этажами. Больше ста лет служит напольная плитка «БЕРГЕНГЕМЪ», изготовленная в Харькове. Кованые ограждения лестниц и балконов выполнил известный омский кузнец Константин Суханов. Нижний этаж гостиницы отводился под торговлю.
ПОЖАР
Фешенебельная гостиница успешно теснила конкурентов. Но не успело гостиничное дело окупиться, как его подкосил декабрьский пожар 1911 г. Пожарная команда прибыла с опозданием и оказалась не готова к тушению высоких зданий. Пожарные рукава оказались неисправными и не доставали до горевшей крыши. К тому же они быстро перемерзли на морозе. С большим трудом пожарные отстояли строение. Огонь нанёс зданию серьёзный урон. Не успел Терехов ликвидировать последствия «красного петуха», как повторный ночной пожар опять привёл гостиницу в нерабочее состояние.
Второго пожара Г. В. Терехов пережить не смог и в 1913 г. продал гостиницу крупному скотопромышленнику Г. Е. Грязнову.
На следующий год Григорий Евлампиевич начал восстанавливать гостиницу и строить 4 этажную пристройку по Санниковскому проекту. Уже упомянутые бочкообразные сгоревшие купола заменили на усеченные 4 гранные пирамиды. На всю плоскость фасада для помпезности добавили лепной декор.
СЛЕД В ИСТОРИИ
Гостиницу быстро отремонтировали, и она восстановила былую популярность. В ноябре 1915 г. здесь останавливался Константин Бальмонт. При адмирале А. В. Колчаке гостиница стала местом пребывания японской военной миссии и структур российского правительства: Военно-промышленного комитета и т. п. В первой половине 1919 г. в гостинице квартировал министр внутренних дел В. Н. Пепеляев, адъютант Верховного правителя Г. М. Сазонов.
С установлением в Омске советской власти в декабре 1918 г. – январе 1919 г. в «России» жил командарм М. Н. Тухачевский, будущий автор «Похождений бравого солдата Швейка» чешский писатель Ярослав Гашек. В память об этом событии на здании установлена мемориальная доска.
В 1924 г. гостиница стала «Дворцом труда». В бывших номерах расположились различные кружки и трудовые коммуны.
Во время Великой Отечественной войны, с 1942 по 1947 гг. корпус здания занимал госпиталь № 1256, что потребовало перепланировки помещений и, как следствие, утрату первоначальных интерьеров. Вместо сверкающих дорогих магазинов первый этаж теперь занимали более нужные в послевоенные годы заведения – парикмахерская, ремонт обуви, столовая.
С 1949 г. гостиница с новым названием «Октябрь» вновь приняла постояльцев. Теперь это была гостиница 1-го разряда по советской классификации. Количество номеров выросло до 70, за счет переделки многокомнатных номеров в однокомнатные на 1-3-х человек, без ванных комнат.
Необходимость иметь при гостинице танцевально-концертный зал тоже отпала, и эта часть здания по ул. Партизанской зажила самостоятельной жизнью. Здесь базировались самодеятельные театры, с 1938 г. ТЮЗ, а с 1967 г. – Дом работников просвещения, или Дом учителя.
Последний капитальный ремонт здания прошёл в 1964 г. В минувшие десятилетия вследствие перекрытия подземных водных горизонтов уровень грунтовых вод поднялся и подвалы стало подтоплять. Пришлось во время ремонта 1998-2000 гг. сделать гидроизоляцию, укрепить фундамент и оборудовать дренажную систему. В те же годы отремонтировали фасады и заменили инженерные сети. Однако осталось много недоделанного. И здание, как памятник архитектуры, ждёт очередноё научной и бережной реставрации.
Журнал «Архитектура и строительство» (ООО «Издательский Дом Сорокиной», Омск)
Перепечатка — с письменного разрешения редакции
Владимир ПАНАСЕНКОВ
При подготовке публикации использовались материалы
И. Коновалова, А. Киселева, Н. Лебедевой, С. Черноок{jcomments on}