Первая Западно-Сибирская сельскохозяйственная, лесная и торгово-промышленная выставка
Журнал «Архитектура и строительство» (ООО «Издательский Дом Сорокиной», Омск)
Перепечатка — с письменного разрешения редакции
В 1911 г. в Омске произошло значительное событие – открылась Первая Западно-Сибирская сельскохозяйственная, лесная и торгово-промышленная выставка. По размаху и времени подготовительных работ, объёму и разнообразию экспонентов, красоте и фантазийности экспозиций и архитектуре выставочных павильонов она до сих пор остаётся непревзойденным образцом выставочного дела Зауралья.
На обширной территории нынешнего сада Юннатов разместилось около 3 тысяч экспонентов из Санкт-Петербурга, Москвы, Одессы,Тулы, городов Поволжья и Урала. Очень много было иностранных фирм из Германии, Австро-Венгрии, Англии, Дании, США и др. Выставка работала два месяца – с 15 июня по 15 августа, и имела большой успех, об этом говорит количество посетителей – 250 тысяч человек.
Одним из самых занимательных аспектов выставки до сих пор остаётся её архитектурно-строительная часть. Работу по составлению генерального плана и архитектурному решению выставки выставочный комитет поручил молодому красноярскому «художнику архитектуры» – Леониду Александровичу Чернышову.
Работал архитектор с большим увлечением. Объём работ был колоссальным, а сроки очень сжатыми. По воспоминаниям современников, Чернышов уже с четырех часов утра был на ногах, а в шесть начинал работу: «...на длинном столе чертежи, планы. Громадный железный поднос с примусом и неумолкаемо шипящим на нем чайником, а чай чёрен, как ночь...» – вспоминают очевидцы. Отдыхать было некогда. 5 августа 1910 года Чернышов представил проект молочного павильона, 9 сентября – проект ресторана и главных входных ворот, 13 сентября – проект выставочных заборов, 20 сентября – проект ворот с навесами для торговли, 9 октября – проект ледника при молочном павильоне, тогда же получил заказ на исполнение проекта теплицы. В эти сроки он, возможно, проектировал и некоторые частные павильоны. В марте 1911 года Чернышов должен был представить планы и чертежи фасадов и разрезов переселенческого павильона, ресторана и зрительного зала, спроектировать музыкальную эстраду со сценой в виде раковины, музыкальную беседку и двое ворот.
Помимо проектирования сооружений, Чернышов осуществлял архитектурный надзор за строительством, качеством и стоимостью материалов, строительных работ, назначал рабочих, определял места для частных павильонов и проч.
Сохранившиеся проекты, выполненные Чернышовым, являются замечательными образцами архитектурной графики. Они представляют планы и чертежи, живописные виды павильонов в ландшафте. Альбом фотографий начала века с видами выставки свидетельствуют, что воплощение проектов оказалось очень близко замыслу.
В итоге по проектам Чернышова были построены главный вход, научный, лесной, машинный, молочный и ледник при нём, кустарный, переселенческий павильоны, эстрада-раковина, музыкальная беседка за главным павильоном, беседки рядом с театром, теплица (оранжерея), заборы, ворота, навесы, сторожка, а также, может быть, некоторые из частных павильонов.
Главные ворота напоминали о кремлёвских постройках городов России. Один из обозревателей выставки восторженно отметил, что «главный вход напоминает своими башнями Спасские ворота Московского Кремля. Хочется по привычке снять шапку и с непокрытой головой пройти...».;
В традициях русского стиля были выполнены переселенческий и кустарный павильоны, вызывая в памяти архитектуру теремов и народной избы. Научный павильон разработан как стилизация древнеегипетской архитектуры. Для России это редкое направление (кстати, именно таким образом Чернышов решил издание музея в Красноярске). С чувством меры и такта были решены характерные детали: трапециевидные пилоны, стилизованные орнаменты и рельефы, обелиски, дорога сфинксов: деревянная обшивка имитировала каменную крупноблочную кладку. Вместо крыши павильон был крыт стеклянными рамами для большего источника освещения. При входе в павильон стояла скульптура Ермака.
В облике театра-ресторана ожили черты мавританской Испании. Веранда была окружена арками, рисунок которых, заимствованный из построек Альгамбры, придавал зданию неповторимую экзотичность. Лесной, машинный и молочный павильоны, как и главный, решались в традициях нового архитектурного стиля – модерна.
Одним из самых красивых зданий выставки был признан молочный павильон. Классическая простота плана и композиции удачно сочеталась в нём со стилистикой модерна. Столь любимые Чернышовым формы древнеегипетской архитектуры оказапись тонко стилизованы в соответствии с новейшими архитектурными традициями. Большие, красивого рисунка окна с переплетами – «паутинкой» – способствовали хорошему освещению помещений. Павильон производил впечатление лёгкости и изящества, чем-то неуловимым напоминая древнеримский «модерн» помпейских вилл. Рецензенты дружно восхищались: «безусловно, по архитектуре один из выдающихся павильонов», «здание – одно из первых по красоте».
Наряду с Чернышовым над созданием архитектурного оформления выставки работали и другие мастера. 2 июня 1911 года было принято решение о строительстве городского павильона согласно составленному помощником архитектора Георгием Сизиковым эскизу. Чрезвычайно оригинальными являлись работы одесского скульптора-декоратора Д. Вейнберга, «быстро завоевавшего к себе... симпатии публики и заказчиков». По его проекту был построен павильон конторы лесных складов Переселенческого управления. Он представлял собой берёзовое, с отростками и сучками, дупло диаметром 8 аршин, снаружи был обшит берестой. Павильон Судженских каменноугольных копий Л. Михельсона представлял собой шахту, над которой возвышалась скала, облицованная нагромождениями пластов угля. Внутри павильона была устроена ниша с фигурой работающего рудокопа. Самым интересным сооружением Вейнберга был признан фантастический сталактитовый, с утесами, перевалами, ступеньками, грот для комитета выставки: от самого верха по стене скалистой пещеры маленькими каскадами струилась вода, освещаемая электрическим светом. Вейнберг соорудил на выставке фонтан в 21 струю. Он же вылепил сфинксов, поставленных перед научным павильоном.
Частных павильонов на выставке было свыше 60. Сведений об авторах их проектов не сохранилось. Такие постройки тоже вызывали интерес, ведь зачастую их облик сам являлся рекламой экспонируемого материала. Павильон Зайферта был построен из кирпичей портландского цемента его фирмы. Павильон фирмы Двухозерского – из пустотелых цементных кирпичей этой же фирмы.
Электрическое освещение, хотя и не во всех сооружениях выставки, было особой гордостью её организаторов. Устройство освещения выполнил германский подданный Феодор Поль.
Подрядчиками строительных работ выступили Фирс Кулалаев, казанский купец, и Василий Кулалаев, крестьянин Вятской губернии, строившие Казанскую международную выставку 1909 года. Они предоставляли все необходимые для строительства материалы и приспособления, нанимали рабочих.
До сегодняшнего дня от выставки сохранился лишь фрагментарно фонтан. Остальные же сооружения дошли до нас только на рисунках и фотографиях. Хотя продержались они достаточно долго – по воспоминаниям старожилов, некоторые из зданий можно было увидеть ещё в предвоенные годы.
(годы жизни: 15 (28) марта 1875 – 20 февраля 1932).
Родился в с. Сухобузимском Енисейской губернии, в крестьянской семье. В 1900 году Чернышев окончил полный курс Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Некоторое время он работал в Москве, участвовал в 1904 году в строительстве гостиницы «Метрополь». В1903 году Чернышов подал прошение о приёме его в число учеников Высшего художественного училища при Императорской академии художеств. В 1904 году его имя уже можно найти в мастерской архитектуры профессора Померанцева. В 1905 году Чернышов отправился в годичный отпуск, чтобы в городах России составлять описание видов местностей и выполнять художественные работы с натуры. Вернувшись в 1907 году в Сибирь, Чернышов жил и работал в Красноярске. Он некоторое время возглавлял рисовальную школу. По его проектам в городе строились дома. В 1910-1911 годах Чернышов принял предложение участвовать в оформлении Первой Западно-Сибирской выставки.
Была использована информация: Ирины Спириной, Ирины Владимировой.
Фото: из фондов ОГИК музея и личного фонда Д. В. Банникова{jcomments on}