7.jpg


Родом из СССР… от Сакена Хусаинова

Очередная книга омского архитектора Сакена Хусаинова, по признанию автора, создавалась долгих три года: от первых текстов, верстки, постоянной корректуры с согласованиями… А вот название придумалось сразу — «Об архитектуре. И не только».

Родом из СССР… от Сакена Хусаинова

Книга охватывает весьма емкий период: более 40 лет жизни автора в родной стране — типичного советского человека, воспитанника прошлой эпохи и до сей поры верного идеалам той далекой реальности. Несмотря на свои под шестьдесят лет, наш автор выглядит молодо. Ведь молодость это не возраст, а душевное состояние и жажда — добиться, победить, выстоять, творить — в первую очередь творить! Этот щеголяющий непотребно длинными седыми волосами, небрежно собранными в стильный хвостик — отрастил их вроде на спор, когда понял, что приметен, то остался с этой «прической», молодой человек — вольный художник града омского. Иногда любит щеголять в ярких галстуках (правда, все реже), чаще в рваных джинсах. Может, хиппует, хотя вполне возможно, просто стал менее притязателен к внешнему образу. Ему куда важнее надзор за очередным строительством выстраданного годами объекта, а то и поиск сюжетов для статьи или новой книги.

Эту его книгу в пяти частях под многообещающим названием довелось прочитать еще в рукописи. Не удивило настойчивое желание автора публиковать помимо интереснейших заметок о коллегах и перипетиях в профессии, и свои непоколебимые взгляды на современное жизнеустройство, которые даже в разговоре о любимой архитектуре сводились не только к законодательному градоразрушению (его определение) бюрократией, но и непременно к политике... Притом, при всецелой поддержке гаранта, что в среде творческой не то, чтобы моветон, но как-то не очень принято, яростно критикуя все остальное. Такое расхождение удивляло и озадачивало. Попытки оспорить однажды закончились… в общем, больше не пытаюсь переубеждать. Умный человек, имеет право, только вот сталинистские его взгляды или те, что по поводу многострадальной Украины… ну никак не разделяю.

Так вот, возвращаясь к книге. Затрудняюсь назвать ее мемуарами, хотя воспоминаний в книге в достатке — о школьной поре, о студенчестве незабвенном, стройотрядах и прочих радостях молодой поры, включая незабытый взгляд сокурсницы-красавишны… Несмотря на то, что книга состоит из нескольких совершенно разных по тематике разделов, она цельна. Как целен ее автор. На мой взгляд, главное достоинство этой книги — донесенная автором боль за исчезновение собственно архитектуры в любимом, давно ставшем родным городе. Архитектуры, как искусства. Его рассказы о видных омских зодчих Ю.А. Захарове, Г.Е. Чиркине, М.М. Хахаеве и многих других интереснейших творцах облика Омска — они стоят того, чтобы о них знали не только коллеги. Эти люди были яркими личностями в истории Омска. Его статья «На смерть архитектора Каримова», написанная на сороковины покойного, очень искренна и сквозит неподдельной болью. Вот строки из нее: «…не самый идеальный образ, не икона. Но он был неравнодушный архитектор и гражданин». По сути, эта статья Сакена, также вошедшая в книгу — лучшая память о бывшем главном архитекторе Омска.

Если читатель думает, что книга специфична и не будет интересна людям далеким от архитектуры, то ошибется. Раздел о семье — большой семье Хусаиновых, рассказы об отце и матери, братьях и сестрах поможет кому-то понять, почему мы, казахи, вот такие как есть — с безудержным гостеприимством, с наивной верой во власть, с чисто степной, на выживание, хитрецой и… ленцой одновременно…

Притчи от отца стали особым лейтмотивом повествования. Рассказы о матери трогательны, как всякие воспоминания о Матери, что делает любого самого дальнего, даже незнакомца, близким — наши матери схожи, потому что иначе и быть не может. Прочитала о сестрах и братьях Сакена, и он стал мне ближе, понятнее и… роднее. Закон большой семьи, и не только казахской, любой Семьи, которая — от «семь «Я».

Заканчивает Сакен свою книгу разделом, в который вошла его публицистика, в ней он весь — вот тот самый, каким я попыталась его обрисовать. Но это все равно, что «объять необъятное»… Кстати, в черно-белой книге есть единственная цветная вставка — с красным знаменем над Рейхстагом. Думаю, неслучайно книга издана в год 75-летия Победы. О ней, о победе народа, о тех, кто добывал мир на земле, о любимом своем Отечестве, в том числе и в этих его статьях-памфлетах.

Остается добавить, что дизайн книги — его собственный. Как и обложка, мимо которой не скользнет взгляд. Его любимый красный цвет, цвет Победы, яркий отблеск которого неистребим в нем, человеке родом из СССР.

Яндекс.Метрика